try another color:
try another fontsize: 60% 70% 80% 90%
Психология и медицина
«Чтобы познать мир, нужно познать себя.»

Эмотивно-рациональная терапия

Этот подход, разработанный в 1962 году Эллисом (Ellis), теоретики долгое время игнорировали. Однако сейчас его одновременно признают и когнитивисты, и бихвиористы, а сам Эллис пользуется у североамериканских клиницистов авторитетом, уступающим разве только авторитету Роджерса.
Как уже говорилось, согласно Эллису, за расстройство поведения чаще всего ответственны иррациональные или «катастрофические» мысли, порождаемые у него «активизирующими» ситуациями. В связи с этим эмотявно-рациональная терапия ставит своей целью анализировать вместе с пациентом ситуацию, в которой тот оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входят, таким образом, изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов содержащихся в его мыслях. Выработка у клиента более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений, которые смогут уменьшить у него тревогу. Таким образом, неадаптивные формн поведения мало-помалу будут замещаться новыми формами, способными сделать жизнь клиента более сносной, так как теперь он сможет лучше устанавливать связь между собственными потребностями, требованиями жизни в обществе и непрерывно меняющимися внешними обстоятельствами.
Оценка, Судя по многочисленным научным отчетам, рассмотренный терапевтический подход очень часто дает положительные результаты, особенно если больные-взрослые люди и страдают депрессией или расстройствами, связанными с тревогой.
То, что эмотивно-рациональная терапия направлена на «модификацию» образа мыслей* побудило бихевиористов включить когнитивные формы терапии в разряд терапевтических подходов, предполагающих изменение поведения больного, Однако даже если «модификация мысли» и может приводить к изменению поведения, нужно все же признать, что любой подход, связанный с оценкой мышления, относится к области когнитивной психологии и требует от больного определенных способностей к размышлению; а это противоречит ортодоксальному бихевиоризму, признающему изменение поведения только под влиянием обусловливания, подражания или наблюдения.